Маленький храм - большая история!

С. А. Сергеев
Священник Свято – Симеоновского храма
г. Златоуста

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ПРИХОДЫ ЗЛАТОУСТА

В настоящей публикации, посвященной столетию со дня начала Первой мировой войны, сделана попытка выделить из общественной жизни города Златоуста определенный сектор — участие в этой, самой кровопролитной войне начала XX века православного приходского духовенства. Так как православная церковь являлась на тот момент неотъемлемой частью государственного аппарата и общественного устройства императорской России, то, несомненно, ее члены — как духовенство, так и миряне — принимали участие во всех судьбоносных исторических событиях в стране. Духовенство приходских храмов Златоуста не было исключением.

Владимир Николаевич Егоров (священник Свято-Троицкого собора Златоуста). Священник Владимир Николаевич Егоров родился в 1882 г. Сын священника Николая Федоровича Егорова. По национальности – русский, инородческими языками не владел. В 20-летнем возрасте, 6 июня 1902 г. окончил полный курс Уфимской Духовной семинарии по первому разряду со званием Студента семинарии, шестым по успехам. С 1 сентября 1902 г. – 1 сентября 1903 г. по назначению Директора Народных Училищ Уфимской губернии трудился учителем общеобразовательных предметов в Дуванской низшей ремесленной школе, подведомственной Министерству Народного Просвещения. Так же преподавал пение ученикам на безвозмездной основе и за довольно короткий срок – 6 месяцев создал хороший хор, за что Попечителем Оренбургского учебного округа выражена благодарность и денежная награда в размере 30 рублей. Кроме этого с октября месяца 1902 г. на молодого учителя был возложен надзор за библиотекой – читальней в с. Дуван Златоустовского уезда. С чем он благополучно справлялся до своего перевода в другую школу.

С 1 сентября 1903 г. Владимир Николаевич, согласно своего прошения, Уфимским Епархиальным Училищным советом назначен старшим учителем и преподавателем пения во второклассной церковной школе с. Михайловского Златоустовского уезда. Здесь он трудился до 25 июля 1906 г. В 1905 г. за усердное преподавание школьных предметов преподано Преосвященным Христофором, епископом Уфимским и Мензелинским Архипастырское благословение.

Ближе к 1906 г. сочетается браком с Августой Федоровной Стрелковой, 24 ноября 1885 г.р., дочерью известного миссионера протоиерея г. Бирска Феодора Порфирьевича Стрелкова.

25 июля 1906 г. епископом Уфимским и Мензелинским Христофором определен, а 15 августа 1906 г., в день празднования Успения Божией Матери в Воскресенском Кафедральном соборе г. Уфы был рукоположен в сан священника

Первым храмом, где начал свой священнический путь о. Владимир был храм в честь Казанской Божией Матери Кусинского завода на штатное священническое место.

Однако уже в декабре этого года о. Владимир переводится в молодой приход Николаевской церкви с. Ярославка Златоустовского уезда. С января нового 1907 г. он назначается преподавателем Закона Божьего в мужской и земской школах этого села.

18 августа 1909 г. духовенством 2-го Благочиннического округа Златоустовского уезда избран и утвержден Его Преосвященством депутатом от духовенства округа на трёхлетний срок – 1909 – 1910 гг. Однако в этой должности пробыл недолго – до 12 сентября 1909 г., т.к. резолюцией епископа Уфимского и Мензелинского Нафанаила был переведен на новое место службы – на штатное священническое место к Свято - Троицкому собору г. Златоуста. Вместе с перемещением в Златоуст последовала целая цепь новых назначений. Так, резолюцией епископа назначен представителем от Духовного ведомства в Златоустовскую Городскую Думу для участия в очередных и чрезвычайных земских собраниях, а так же введен в Уездный Училищный совет на должность наблюдателя церковных школ Златоустовского уезда. О.

Владимир энергично приступил к новой должности – Наблюдателя церковных школ, за что ему была выражена Архипастырская благодарность от епископа Нафанаила.

Здесь в Златоусте родилась дочь Агния – 16 декабря 1909 г.

26 марта 1910 г. Епархиальным начальством командирован в число депутатов IV Всероссийского Миссионерского съезда, проходившего в Казани. 9 апреля 1910 г. резолюцией епископа Нафанаила награждён набедренником.

В этот период времени о. Владимир составил небольшой трактат по обзору Златоустовского уезда в церковно – миссионерском отношении. За что 20 ноября резолюцией епископа Нафанаила ему была выражена Архипастырская благодарность, а так же и от Уфимской Духовной консистории и Братства Воскресения Христова.

С 9 июня по 14 июля 1911 г. принимал участие в качестве Помощника Инспектора кратко – срочных курсов для учащих церковных школ Уфимской епархии. Курсы были открыты 10 июня в стенах Уфимского мужского духовного училища. А 15 июля в день памяти св. равноап. князя Владимира за Божественной литургией в Воскресенском кафедральном соборе г. Уфы и молебна по случаю окончания вышеуказанных педагогических курсов епископ Нафанаил наградил Наблюдателя церковных школ Златоустовского уезда о. Владимира Егорова фиолетовой бархатной скуфьёй за усердно – отличную службу. Несколькими днями позже, резолюцией епископа Нафанаила от 18 июля о. Владимир был назначен лектором по првославному веро- и нравоучению на кратко-срочных Епархиальных курсах для деятелей внешней миссии. Курсы проходили в Бирске до конца августа месяца.

В ноябре 1911 г. благодаря ходатайству о. Владимира Златоустовское земство выделило в пособие церковным школам по смете 840 рублей. За что ему была объявлена благодарность от Владыки и Златоустовского отделения Уфимского Епархиального Училищного совета.

6 мая 1915 года был переведен (по мобилизации) из Уфимской епархии в Военное ведомство. В 1915–1917 годах состоял военным священником при Александро-Невском военном соборе Тифлиса (Кавказский фронт). С 1 по 11 июля 1917 года участвовал в работе II Съезда военного и морского духовенства в Могилеве (делегат от Кавказского фронта), был председателем комиссии о священнослужителях расформированных частей. В 1917–1918 годах делегат Поместного Собора Российской православной церкви в Москве. В феврале 1918 года расстрелян в Севастополе.

Награжден орденом Святой Анны третьей степени с мечами, орденом Святой Анны второй степени с мечами, медалью за Русско-японскую войну 1904–1905 годов, медалью «В память о царствовании Александра III» (1894), медалью «300 лет Дому Романовых» (1913), юбилейным знаком по случаю пятидесятилетия земства.

Научные труды В. Н. Егорова: трактат «Обзор Златоустовского уезда в церковно-миссионерском отношении» (Златоуст, 1910); «К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году» (Москва, 1917) .

После крымской трагедии супруга и дочь о. Владимира эмигрировали в г. Харбин. Августа Фёдровна и дочь Агния жили вместе с прот. Фёдором Стрелковым (отец Августы Фёдоровны), который служил в Софийском соборе г. Харбина. Агния – окончила юридический факультет и консерваторию в г. Бостоне США. После войны приехали в СССР. В Павлодаре основала музыкальную школу и была в ней директором.

Вениамин Иоаннович Гуменский (заштатный священник Свято-Троицкого собора Златоуста, протоиерей). Священник Вениамин Гуменский родился в 28 марта 1863 г. в селе Табынское, Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. В семье православного священника – протоиерея Иоанна Гуменского (первого составителя описания чудотворной Табынской иконы Божией Матери). Получил образования в Уфимской Духовной семинарии, которую окончил одним из лучших в 1883 г. со степенью студента семинарии. В августе этого же года епископом Уфимским и Мензелинским Никанором был рукоположен в сан священника. Служил на разных приходах губернии. В Златоуст к Петро – Павловской церкви о. Вениамин был назначен 12 мая 1900 г. епископом Уфимским и Мензелинским Иустином.

Кроме совершения богослужений в храме о. Вениамин преподавал Закон Божий в расположенной на церковной площади мужской земской начальной школе, открытой в 1889 г. Однако, главным его делом - было устройство женской церковно – приходской школы. Создание школы было продиктовано необходимостью: «Местное население относилось к этой школе безучастно и совершенно равнодушно. Дети поражали своей дикостью и жестокостью. Это были такие ребята какого – то нового пошиба, детей горьковского «ДНА». Почти все были полными невеждами в религиозно – нравственном отношении… не знали молитв, не исполняли обрядов…».

Со стороны же общественности с 8 октября 1900 г. было открыто церковно-приходское попечительство под председательством о. Вениамина. Школа была открыта через год 16 сентября 1901 г. трудами и непосредственным участием только меценатов – состоятельных прихожан. Особое место здесь следует отвести владельцу полировочного заведения И.Е. Лосеву, вложившего солидный капитал в устройство школы, и купцу Егору Григорьевичу Пролубникову, подарившего большой двухэтажный каменный дом у подножия Косотура. Купеческая же жена Елизавета Давыдовна на долгое время стала попечительницей новой школы, обеспечивая неимущих учениц форменной одеждой.

В организации учебного процесса о. Вениамином была выдвинута четкая цель духовно – нравственного воспитания – подготовить богобоязненных и трудолюбивых гражданок и матерей. Для утверждения в добродетелях, необходимых в деле семейного и общественного успеха были выбраны святые – покровительницы мудрости, смелости, терпеливости и верности. Это святая великомученица Варвара (память 4/17 декабря) и святые Жены - мироносицы (память в 3-е Воскресенье по Пасхи). В честь них были устроены два предела к храму: с южной стороны (1904 г.) и северной (1908 г.) соответственно. Кроме прочего в живописном месте на г. Косотур, недалеко от школы, в 1903 г. была построена часовня в честь и память святых Жен – мироносиц, куда в день их памяти совершался торжественный крестный ход. Для включения в образовательный и воспитательный процесс и взрослого населения – родителей учениц 9 ноября 1901 г. при школе были организованы народные чтения, а с 17 мая 1902 г. чтения Попечительства народной трезвости в Нижнезаводской аудитории.

В заключение следует отметить факт постепенного роста популярности школы у горожан. Критерием этого утверждения является рост численности учащихся и реформирования школы до более высокой ступени. Так, 15 августа 1904 г. школа была преобразована в двухклассную, что позволило обучать в ней детей уже четыре года. Что же касается количества учениц, то против 217 в 1906 г. к середине второго десятилетия XX в. (1916 г.) в ней обучалось уже 559 человек.

В 1901 г. прихожане выступили с ходатайством к священноначалию о награждении о. Вениамина за труды по организации школы наперстным крестом, который они сами приобрели на свои деньги. Епископ Уфимский и Мензеленский Антоний (Храповицкий) разрешил ношение креста.

На фронт ушел из Златоуста. Служил в военных соединениях Юго-Западного фронта. Военный священник 418-го пехотного Александровского полка, исполнял обязанности благочинного 105-й пехотной дивизии. Принимал участие в войсковой операции (6–27 июля 1917 г.) в Бродском уезде (Галиция). В 1918 году исполнял обязанности благочинного 6-й пехотной дивизии Уральских горных стрелков. Возведен в сан протоиерея. Судьба его после 1918 года неизвестна.

Награжден орденом Святой Анны третьей степени с мечами и бантами (июнь 1917), медалью «В память о царствовании Александра III» (1894), бронзовой медалью за участие в переписи населения 1897 года, медалью в честь 25-летия церковных школ, медалью «300 лет Дому Романовых» (1913).

Михаил Александрович Севастьянов (священник Свято-Симеоновской церкви Златоуста). Родился в 1878 году. Окончил четыре курса Астраханской духовной семинарии. В сан священника возведен в 1906 году. Служил при Симеоновской церкви станции Златоуст с 1914 года. Состоял в должности лектора златоустовской уездной тюрьмы при тюремном храме святого благоверного князя Александра Невского. В 1915–1916 годах полковой священник 128-го Старооскольского запасного пехотного полка. Николай Владимирович Юловский (псаломщик Свято-Симеоновской церкви Златоуста). Участник военных действий (1914–1916).

Кроме того, в Первой мировой войне принимали участие сыновья священно- и церковнослужителей города: Николай Владимирович Домрачеев (1889 г. р.), сын псаломщика Свято-Троицкого собора Владимира Николаевича Домрачева; Владимир Иоаннович Житов (1893; находился в германском плену), сын священника Трех-Святительской церкви Иоанна Иоанновича Житова; Виктор Федорович Галкин (1898), сын диакона Иоанно-Предтеченской церкви Феодора Павловича Галкина; Василий Капитонович Павлов (1898), сын заштатного священника Иоанно-Предтеченской церкви Капитона Ананьевича Павлова; Александр Пахомович Перетурин (1893), сын диакона Симеоновской церкви Пахомия Георгиевича Перетурина; Петр Юновидов (1894), сын просфорни Симеоновской церкви диаконской вдовы Татьяны Арсентьевны Юновидовой.

В годы войны в городе действовал ряд благотворительных обществ, целью деятельности которых был сбор средств в пользу воинов действующей армии, а также их семьям, оставшимся без кормильцев. Самой крупной из них была Златоустовская уездная комиссия Уфимского губернского отделения Комитета Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. Представителем от духовного ведомства в ней был священник Симеоновской церкви Иустин Архипович Илларионов (назначен указом Уфимской духовной консистории от 30 мая 1915 г.). Этот же священник входил в состав Златоустовского уездного попечительства по призрению семей нижних воинских чинов. При Симеоновской церкви под председательством священника был организован попечительский совет по оказанию помощи семьям воинов и раненым. Кроме того, при храмах города собирались средства для помощи раненым воинам и членам их семей. Суммы фиксировались в приходно-расходных книгах и отсылались с письмом благочинному.

30 марта 1916 года деятельность духовенства и прихожан церкви станции Златоуст была отмечена благодарственным письмом от Златоустовского дамского комитета для оказания помощи воинам, отправленным на театр военных действий, и раненым. Прихожане собрали деньги (32 рубля 65 копеек) и подарки ко Дню святой Пасхи для отсылки на передовые позиции воинам действующей армии.